icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Богородское время
23:26
Четверг, 28 Марта
Рекламный баннер 990x90px top

Ближний Восток: США покидают, Россия остается?

14:09 21.09.2021

После вывода американского воинского контингента из Афганистана президент США Джо Байден пообещал, что Вашингтон больше не станет проводить военные операции ради наведения порядка в других странах. И теперь на повестке дня – уход американцев из других стран Большого Ближнего Востока. В Белом доме, надо полагать, понимают, что это развяжет руки России, и уже начали действовать на опережение. В частности, в западных СМИ появились сообщения о тайных переговорах Вашингтона с президентом Сирии Башаром Асадом. Кроме того, Вашингтон намерен смягчить санкции против официального Дамаска.

Однако, судя по всему, Россия не намерена терять свои позиции как в этой стране, так и на Ближнем Востоке в целом. Особенно сейчас, когда влияние США в этом регионе начинает постепенно ослабевать, а Кремль, наоборот, активизирует свои шаги по связям с ближневосточными странами. Подтверждением этому могут служить факты того, что в Москву в сентябре приезжали король Иордании Абдалла II и министр иностранных дел Израиля Яир Лапид. К этому можно добавить, что в последнее время заметно активизировались контакты, особенно в военной области, Москвы с Эр-Риядом. К примеру, в конце августа заместитель министра обороны Саудовской Аравии Халед бен Салман и замминистра обороны России Александр Фомин подписали соглашение, направленное на развитие двустороннего военного сотрудничества. Причем происходит это на фоне сворачивания ранее тесных военных связей между Эр-Риядом и Вашингтоном.

А 14 сентября в российскую столицу на переговоры с президентом Владимиром Путиным неожиданно прибыл сирийский лидер. Президенты двух стран обсудили послевоенное восстановление Сирии и проблему консолидации страны, и основным препятствием в этом процессе Путин назвал как раз иностранное военное присутствие. Нетрудно догадаться, что речь идет о войсках США и их союзников, которые уже не один год находятся в этой стране. К слову, без всякого приглашения официальных сирийских властей.

Здесь следует признать, что за последнее десятилетие численность американского воинского контингента за рубежом сократилась почти вдвое. Очередным этапом стало спешное и позорное бегство войск в конце августа из Афганистана, а к концу 2021 года Пентагон планирует завершить и боевую миссию в Ираке. По данным агентства Associated Press, США также сворачивают силы ПВО в Саудовской Аравии.

Как видим, Джо Байден пытается уйти с Ближнего Востока. Однако реализовать этот замысел до конца мешает растущее влияние в регионе  Саудовской Аравии, Ирана и России. Вместе с тем, согласно новой концепции внешней политики, Вашингтон постарается не допустить, чтобы из этого региона исходила опасность для США, в первую очередь со стороны Москвы и Пекина, который в последнее время заметно активизировался по всему миру, в том числе и на Большом Ближнем Востоке. Действия Китая в Афганистане и Сирии – наглядное тому подтверждение.

Вне всякого сомнения, что нацеленность Соединенных Штатов на сдерживание России в Ближневосточном регионе может стать угрозой интересам Кремля, поскольку один из крупнейших миротворческих проектов Москвы за последние годы в этом регионе – борьба с терроризмом и восстановление государственности в Сирии. Не случайно же с осени 2015 года вся территория этой страны стала зоной политического и экономического столкновения России и США, а также войск их союзников. Однако в настоящий момент Вашингтон все меньше контролирует сирийское направление, на котором все больше закрепляется Москва.

Правда, несмотря на заявления президента Байдена о смене стратегии во внешней политике США на Ближнем Востоке, некоторые факты, касающиеся, в частности, Сирии, говорят о сохранившемся интересе к присутствию в долине Евфрата. И главной причиной этого является нефть. Так, в марте текущего года сирийский министр нефти и минеральных ресурсов Бассам Томе рассказал, что американцы контролируют до 90% действующих местных месторождений, а совокупные потери в нефтяной отрасли от присутствия США в стране оцениваются в $ 92 млрд. Данный факт заставляет предположить, что Вашингтон просто так из Сирии не уйдет.

Видимо, так оно и будет. Не случайно же 10 августа заместитель помощника министра обороны США по делам Ближнего Востока Дана Строул (Dana Stroul), выступая на слушаниях комитета сената по международным отношениям, заявила, что Вашингтону необходимо сохранить военный контингент в Сирии. Причем, по ее словам, это должно стать приоритетным направлением внешней политики администрации Байдена в данном регионе.

Совершенно очевидно, что одна из главных задач США в контексте «Большой игры» на Ближнем Востоке – не позволить России одержать политическую победу в Сирии. Сам по себе официальный Дамаск не имеет большого веса для Вашингтона. Однако сирийская война и участие в ней России на стороне президента Башара Асада видится США опасным прецедентом по оспариванию американского влияния и доминирования не только в этом регионе, но и в мире в целом.

Действительно, в текущем году Россия добилась определенных успехов в процессе урегулирования ситуации в Сирии. Так, 1 сентября российские и сирийские войска полностью взяли под свой контроль мятежную провинцию Деръа. Между боевиками и сирийским правительством был заключен договор о прекращении огня. Более 400 повстанцев согласились сдаться, у них изъяли более 300 единиц различного вида вооружений. Более того, 7 и 11 сентября Военно-космические силы России провели бомбардировки позиций сирийских боевиков в провинции Идлиб, которая является одной из самых проблемных зон в стране.

Отметим, что Москва оказывает Дамаску не только военную помощь в борьбе с вооруженной оппозицией, но и финансовую. Достаточно вспомнить, что в ноябре прошлого года, поддерживая процесс мирного урегулирования в стране, Россия выделила Сирии более $1 млрд. Эти средства были направлены на гуманитарные цели, восстановление электросетей и промышленного производства, объектов религиозного культа.

Если судить по действиям России, Кремль продолжит искать пути для созидательного диалога с Вашингтоном по Сирии. Вместе  с тем необходимо помнить, что и Москва, и Вашингтон, заходя в Сирию, изначально заявляли своей главной целью борьбу с международным терроризмом. При этом в остальном цели двух держав в этой стране явно расходились. Так что будущее российско-американских отношений на Ближнем Востоке только ждет своего развития. И каким оно будет – покажет время…