icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Богородское время
11:06
Четверг, 16 Мая
Рекламный баннер 990x90px top

Улыбышев А.Д. «Жил музыкой, театром, литературой»

14:16 28.04.2021 16+
Улыбышев А.Д. «Жил музыкой, театром, литературой»

На Малой Покровской улице есть дом под № 4, который принадлежал Наталье Александровне Садоковой, урожденной Улыбышевой, дочери известного нижегородца Александра Дмитриевича Улыбышева. Он переехал в этот дом из нанимаемой им квартиры в доме Добролюбовых на Лыковой дамбе. (Дом № 59/2 по ул. Большой Покровской был выстроен Улыбышевыми в середине 1850-х годов как доходный, в котором помещения второго этажа сдавались внаем под жилье).

Румяный толстяк в золотых очках с седыми редкими баками лет полтораста назад был одной из самых экстравагантных персон в Нижнем Новгороде. Он мог чудить – появиться на балу в Дворянском собрании во фраке и в каких-нибудь серых клетчатых панталонах из легкой летней материи. Он позволял себе отклонять приглашения на губернаторские приемы, чуть ли не открыто критиковать начальство.
Когда-то его аккуратные предобеденные прогулки по главной улице города заменяли многим часы: если Александр Дмитриевич вышел на Покровку, значит, половина второго.

Но почти каждое событие литературной, музыкальной жизни связано именно с Улыбышевым. Сенатор М.П. Веселовский дает такую характеристику Александру Дмитриевичу: «Во главе нижегородской музыкальности стоял, бесспорно, Александр Дмитриевич Улыбышев… Это был коренастый, невысокого роста мужчина, с курчавыми, с проседью волосами, красноватым цветом лица, темными очками на глазах и голосом, внятным до того, что он слышался среди публики в громадном зале… Ему от полнокровия было постоянно жарко; в самые жестокие морозы он обходился без шубы и не носил перчаток…».
В своем доме на Малой Покровской улице Улыбышев регулярно, 2-3 раза в неделю, устраивал концерты-вечера, на которые иногда приглашались исполнители из Москвы. Сам хозяин вел партию скрипки. Музыкальный кружок Улыбышева стал известен даже за границей. Из музыкального кружка Улыбышева вышел композитор М.А. Балакирев – основатель «Могучей кучки».

Неизменный законодатель нижегородского театра, он всегда сидел в первом ряду кресел, на первом с правой стороны от входа, и ужасно кипятился как приподнятом, так и при опущенном занавесе. Свои суждения о пьесах, об игре актеров он произносил, не стесняясь, громко на весь театр, не только в антрактах, но и во время хода пьесы, покрикивая: «Браво, отлично, молодец!» или: «Скверно», а иногда даже просто: «Экой болван!»… Театральная публика во всем следовала за Улыбышевым: молчал он – и она молчала, одобрял он – и она отбивала из всех сил свои ладони; вертелся он от досады – и она осмеливалась иногда шикнуть…

Род Улыбышевых – очень древний. Из поколения в поколение переходила семейная легенда о том, как Дмитрий Донской в благодарность за отвагу выдал за знатного воина дочь свою Улыбу. С той поры и пошла фамилия Улыбышевых.

Александр Дмитриевич Улыбышев родился 14 апреля 1794 года в родовом имении Лукино. Совсем ребенком был увезен отцом своим за границу, где прожил до 16 лет. Продолжая семейную традицию, он начал служить в департаменте иностранных дел.

С юности у него было два увлечения: музыка и литература. Они и привели его в круг членов общества «Зеленая лампа», в числе которых состоял и А.С. Пушкин.

«Зеленая лампа» – это литературный филиал декабристского Союза спасения.

На заседаниях «Зеленой лампы зачитывались статьи, из которых особо яркими и прогрессивными были произведения Улыбышева: утопия «Сон», «Письмо другу в Германию». «…Костюм, который более всего нравится в России даже иностранцам – это костюм национальный, …нет ничего грациознее русской женщины, …русские песни – самые трогательные, самые выразительные, какие только можно услышать».
Исследователи не относят Улыбышева к декабристской когорте, но по своему образу мыслей и духовным стремлениям он был им очень близок.

Послужной список А.Д. Улыбышева начинается 20 августа 1812 года, когда он поступил на службу в канцелярию министра финансов. Далее он служил в канцелярии горных и соляных дел, в коллегии иностранных дел. Дослужился до чина действительного статского советника (гражданский чин 4-го класса). Имел за свое усердие множество правительственных наград.

Улыбышев мог продолжить дипломатическую карьеру: после смерти в Тегеране Грибоедова ему предлагалось место посланника в Персии. Но он отказался, т.к. увлечение музыкой все сильнее завладевало им.
В период своей служебной деятельности с 1812 по 1830 год Александр Дмитриевич был редактором при коллегии иностранных дел, занимался переводами с французского на русский и наоборот, написал по поручению правительства описание коронации императора Николая Павловича. А свой досуг в течение всей жизни посвящал занятиям по музыке и литературе.

Еще в 20-е годы Улыбышев – постоянный рецензент музыкальных изданий Петербурга. В 1827 году его избирают почетным членом столичного филармонического общества. Спустя еще три года, в 1830 году, он совершает решительный шаг в своей жизни: подает в отставку и возвращается на нижегородскую отчину.

Все 30-е годы он жил в своем нижегородском имении Лукино, а с 1841 года поселился в Нижнем Новгороде.

В конце августа 1831 года в церкви родового имения Лукино происходит венчание Улыбышева с нижегородской дворянкой Варварой Александровной Олсуфьевой.

В своем селе за Кудьмой в погожие месяцы лета и осени, а зимой в Нижнем Новгороде он работал над «Новой биографией Моцарта», которая вышла в 1843 году. Труд этот был написан на французском языке и вскоре был переведен почти на все европейские языки, кроме русского. Труд этот имел очень большой успех у читателей. Затем пишет он труд о Бетховене также на французском языке, который будет опубликован в Лейпциге четырнадцать лет спустя. В этом труде Улыбышев допускал множество высказываний, шедших вразрез с официально принятыми взглядами на творчество композитора, и поэтому это его произведение заслужило отрицательную популярность.
Улыбышев был близким приятелем Михаила Глинки, о котором оставил проникновенные слова: «Под его пером наша отечественная музыка в первый раз явилась достойной исторических судеб родного края и нравственного величия народа».

Если на долю музыкальных сочинений Александра Дмитриевича выпала обширная известность, то не так счастливы были его чисто литературные произведения, т.к. они не издавались. До нас дошла лишь его драма «Раскольники», написанная в 1850 году и напечатанная в журнале «Русский архив» уже после смерти автора в 1884 году. Кроме драм он писал комедии, сатиры и шутки. Некоторые комедии игрались на его домашних спектаклях, собиравших к себе чуть ли не весь город. В течение всей своей жизни Улыбышев вел дневник. В последние годы только в работе над дневником он находил утешение. Из-за неблагоприятных обстоятельств в семье он был вынужден еще и покинуть дом на Малой Покровке, хотя рассчитывал умереть именно в нем, и переехать в наемную на Ошарской улице.

Едва он привык к своему новому месту жительства, как стали одолевать болезни. Вернувшись однажды из одного бурного заседания нижегородского дворянства, где обсуждался вопрос улучшения быта помещичьих крестьян, Александр Дмитриевич окончательно слег в постель и после мучительных страданий скончался 29 января 1858 года.
Похоронен он в своем любимом Лукино, где доныне сохранилась его могила.

Смерть Улыбышева заметно сказалась на развитии культуры в Нижнем Новгороде. Любители музыки продолжали собираться в доме М.М. Аверкиева, П.Ф. Ульяниной, но им не хватало улыбышевского руководства, его знаний, его опыта.

Все рукописи Александра Дмитриевича по завещанию поступили к его сестре Екатерине Дмитриевне Пановой и по разным причинам были утрачены.

Лишь часть записок за 1843-1844 годы нашлась в советское время и опубликована в № 3 журнала «Звезда» за 1953 год.

Н. А. Жехарева,
зав. сектором редкой книги ЦГБ
2566

Оставить сообщение: