icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Богородское время
13:53
Четверг, 21 Ноября
Рекламный баннер 990x90px top

8 секретов продуктивных каникул. Как учиться дома и не сойти с ума

22:10 13.10.2020 16+

Новость о внеплановых двойных каникулах, объявленных мэром, столичные родители и сами школьники встретили по-разному. Первые — с тревогой, а вторые — конечно, с восторгом. Оставить детей бездельничать или использовать это время для улучшения успеваемости?

Наш эксперт — семейный и детский психолог Анна Ярошенко.

Опасения взрослых, недавно переживших полгода дистанционки, ясны: учеба на дому оказалась делом непростым. Выяснилось, что работать удаленно, вести хозяйство и заменять учителей одному, а то и сразу нескольким школьникам в семье, очень сложно (как и поделить подчас один на всех компьютер). Да и сами ребята, как показали опросы, тоже были далеко не в восторге от онлайн-учебы.

Чтобы не было мучительно больно

Как показал опрос НМИЦ здоровья детей Минздрава РФ, 83,8% школьников столкнулись с неблагополучными психическими реакциями на фоне самоизоляции и дистанционного обучения. Больше половины опрошенных жаловались на нарушения сна, свыше 40% — на депрессию, примерно столько же — на астению, у каждого четвертого возник синдром головной боли. Дети стали меньше гулять, дольше делать уроки. В итоге каждый третий ученик отнесся к дистанционке негативно, а каждый пятый назвал это время невыносимым. Ближе к сентябрю треть детей признавались в том, что испытывают в связи со скорым возвращением в школу депрессию и апатию.

Тем не менее большинство школьников к концу первого учебного месяца все-таки смогли вернуться в колею. Однако пандемия, чье развитие довольно непредсказуемо, грозит и дальше вносить коррективы в нашу жизнь. По крайней мере, на ближайшие две недели родителям вновь предстоит взять на себя роль учителей. Ведь если на столь долгий срок предоставить детей самим себе, то собраться им будет сложно. К тому же, если вновь придется сесть на дистанционку, лучше подготовиться заранее. Избежать негативных последствий, которые вызвала онлайн-учеба в прошлом году, мамам и папам поможет следование определенным правилам.

Секрет № 1. Не перегружайте занятиями

Первую неделю каникул лучше и вовсе не приставать к детям с учебниками. Пусть немного отдохнут, ведь этот первый после долгой самоизоляции месяц в школе был для них непростым. Да и к тому же чрезмерная нагрузка приводит не к улучшению успеваемости, а к отторжению учёбы и стремительному снижению ее эффективности.

Не стоит думать, что если рабочий день в школе составляет 5 уроков по 45 минут, то и дома надо заниматься не меньше. Ведь постижение школьной премудрости идет не все время: учитель в течение урока обязательно отвлекается на установление дисциплины в классе, ожидание выхода ученика к доске, запись домашнего задания и прочее. Поэтому учиться дома по 4 и более часов в день — это перебор.

Секрет № 2. Устраивайте передышки

Недаром же в школе есть переменки! Делайте перерывы по 5 минут каждые полчаса занятий. Исследования показывают, что примерно через 30 минут концентрация внимания падает, и возможности запоминания снижаются. К тому же именно в перерывах усвоенная информация перемещается из краткосрочной памяти в долговременную.

Но во время передышки ребенок не должен зависать в соцсетях или в телевизоре. Лучше пусть попрыгает, перекусит или просто поваляется на диване. И еще желательно, чтобы не только выходные, но и один будний день в неделю был свободен от учебы. Во всяком случае, это касается учеников начальной и средней школы. Кстати, важно, чтобы хотя бы часть свободного времени дети планировали не так, как хочется родителям, а так, как им нравится самим.

Секрет № 3. Не забывайте про режим

Роспотребнадзор рекомендует ученикам начальной школы спать не меньше 10 часов. А первоклашкам нужен еще и дневной сон. Исходя из этого наметьте примерные часы, когда ваш ученик будет ложиться и вставать. Соблюдать режим старайтесь и на каникулах. Но, конечно, небольшие послабления допустимы, можно сдвинуть время вставания и отхода ко сну на часок попозже, но не более. Также рекомендуются прогулки — 2 часа в день — и активные игры на улице для улучшения познавательных способностей. Физическая активность поднимает настроение, помогает справляться со стрессом. Недаром ВОЗ рекомендует 150 минут в неделю отводить на умеренные упражнения. Наконец, у ребенка должно быть запланировано свободное время на игры и «ничегонеделание». Оказывается, и заниматься чепухой необходимо!

Секрет № 4. Используйте вспомогательные сервисы

Учтите, что родителя ребенок воспринимает хуже, чем учителя, и не потому, что не доверяет или не чувствует авторитета, а просто потому, что мамы и папы не владеют педагогическими методиками и приемами и подчас не могут доходчиво объяснить ту или иную тему. Однако это не значит, что родителям следует взять на ближайшие полмесяца самоотвод. Лучше попробовать воспользоваться образовательными онлайн-платформами с готовым контентом. Есть сервисы с теоретическим материалом (МЭШ, РЭШ, InternetUrok.ru) и с практическими заданиями («Яндекс.Учебник», «Учи.ру», «ЯКласс»).

Секрет № 5. Не стремитесь объять необъятное

На каникулах не старайтесь познать все школьные науки. Иначе результатом будет физическое и моральное истощение ребенка. Выберите один-два предмета, с которыми есть самые серьезные проблемы, или те, которые пригодятся ребенку в будущей профессиональной реализации, и сосредоточьтесь на них. Если самим устранить пробелы в детских знаниях не удастся, подключите профессионалов (занятия по видеосвязи и в группе обойдутся дешевле, чем приходящий на дом педагог). Но брать репетиторов в начальной школе, наверное, все же не стоит.

Секрет № 6. Не зацикливайтесь на оценках

Конечно, приятно, когда ребенок щелкает задачки как орешки и получает за них пятерки. Но заниматься надо не ради хороших оценок, а для того, чтобы ученик почувствовал вкус познания и радость от того, что начал понимать предмет. А хорошие отметки подтянутся позднее, не переживайте. Кстати, ругать и тем более наказывать за двойки непродуктивно. Как правило, дети, позитивно относящиеся к учебе и мотивированные какой-то целью, сами сильно переживают за такой провал. Поэтому для них пережить негативный опыт с двойкой может быть даже полезно, так как это позволит им стать более самостоятельными и ответственными.

Чтобы ребенок умел сам контролировать свое поведение и делать не то, что хочется, а то, что нужно, не следует его ругать или раздавать приказы. Важно уметь договариваться с ребенком вне зависимости от того, сколько ему лет. Установите определенные правила и постарайтесь не только донести до ребенка свод этих требований, но и объяснить, почему ему что-то запрещается и для чего он должен делать то-то и то-то. Первым шагом к «делегированию полномочий» может стать совместное составление расписания.

Однако никакие объяснения не сработают, если вы сами не будете подавать детям личный пример.

Секрет № 8. Подавайте хороший пример

Хотите, чтобы ребенок тянулся к знаниям, — сами проявляйте любознательность: читайте, ходите в музеи, изучайте новое. Если требуете от своего чада аккуратности, дисциплины, пунктуальности, то соответствуйте этим требованиям.

4015

Оставить сообщение: